Приоритетный национальный проект в области здравоохранения

 

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года. Реализация приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье» направлена на улучшение состояния здоровья, качества жизни людей социальное благополучие общества.

Существенными недостатками системы здравоохранения являются ослабление профилактической направленности, медико-санитарного просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни. Для исправления сложившейся ситуации и были разработаны основные приоритеты национального проекта «Здоровье»: укрепление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики и диспансеризации, повышение доступности высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, улучшение медицинского обслуживания беременных и родовспоможения.

Основные направления национального проекта «Здоровье» и дополнительные мероприятия в области демографии:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, травм и других несчастных случаев

Оказание догоспитальной (неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлений и других неотложных состояниях)

Оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений необходимым диагностическим оборудованием

Денежные выплаты врачам, медицинским сестрам. Врачам участковой службы и медицинским сестрам за счет ассигнований федерального бюджета осуществление дополнительных денежных выплат в размере 10 000 и 5 000 рублей

2. Развитие профилактического направления медицинской помощи, медико-санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни.

Проведение дополнительной бесплатной иммунизации населения против заболеваний: краснухи, гриппа, гепатита В, кори. Проведение профилактических прививок определенным категориям граждан, в том числе входящим в группы риска. Это медицинские работники и работники образовательных учреждений, дети, люди пожилого возраста.

Цель: снижение заболеваемости вирусным гепатитом В; снижение заболеваемости краснухой; снижение заболеваемости гриппом и уменьшение числа тяжелых осложнений при данной болезни; ликвидация кори на территории Российской Федерации.

Национальный проект «Здоровье» предусматривает расширение неонатального скрининга и обследование новорожденных на галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром, фенилкетонурию, а также аудиологический скрининг детей первого года жизни.

Неонатальный скрининг (массовое обследование новорожденных) является одним из эффективных способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний. Неонатальный скрининг начинается в родильном доме: у каждого новорожденного производится забор крови на специальный тест-бланк, который направляется в медико-генетическую консультацию для проведения исследования. При обнаружении маркера заболевания родители с новорожденным ребенком приглашаются в медико-генетическую консультацию для проведения исследования, чтобы провести повторное исследование крови для подтверждения диагноза и назначения лечения. В дальнейшем ведется динамическое наблюдение за ребенком. Неонатальный скрининг позволяет обеспечить раннее выявление и своевременное лечение заболевания, остановить развитие его тяжелых проявлений (умственная отсталость, слепота, карликовость и др.), ведущих к инвалидизации.

Дополнительная диспансеризация (ДД) работающего населе­ния в бюджетной сфере (от 35-55 лет) с целью профилактики, раннего выявления заболеваний; проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опас­ными производственными факторами.

ДД направлена на раннее выявление и эффективное лечение социально-значимых заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения России, а именно сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, туберкулеза. Диспансеризация проводится среди населения в возрасте 35-55 лет, занятого в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Работники, занятые на вредных и (или) опасных производствах, также проходят дополнительные периодические медицинские осмотры. Диспансеризация работающих лиц и дополнительные периодические медицинские осмотры предусматривают осмотр терапевтом, эндокринологом, офтальмологом, оториноларингологом, неврологом, хирургом, урологом (для мужского населения), акушером-гинекологом (для женского населения). Проводятся лабораторные и функциональные исследования: клинические анализы крови и мочи, определение уровня холестерина в крови, уровня сахара в крови, электрокардиография, флюорография (один раз в год), маммография (для женского населения в возрасте 40-55 лет один раз в 2 года). При дополнительных периодических медицинских осмотрах проводится УЗИ предстательной железы по показаниям.

3. Повышение доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.

Цель: Приближение высокотехнологичной специализированной медицинской помощи по месту проживания населения.

Строительство в регионах и территориально близких к нему субъектах федеральных центров высоких медицинских технологий. Модернизация порядка предоставления высокотехнологичной медицинской помощи и увеличение объемов медицинской помощи на такие медицинские услуги.

Развитие специализированной высокотехнологичной медицинской помощи в области сердечно-сосудистой хирургии, нейро-хирургии, травматологии, эндопротезирования.

4. Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов через систему родовых сертификатов.

Родильные дома, женские консультации могут улучшить качество обслуживания, используя средства, получаемые через систему родовых сертификатов. Введение с 1 января 2006 года сертификатов направлено на повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении медицинской помощи.

Родовый сертификат включает в себя:

- корешок родового сертификата, предназначенный для подтверждения выдачи родового сертификата;

- талон № 1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями на амбулаторно-поликлиническом этапе;

- талон № 2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями в период родов в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах.

- родовый сертификат, подтверждающий оказание медицинской помощи детям в период беременности и родов учреждениями здравоохранения. Учреждения здравоохранения передают эти талоны в отделения Фонда социального страхования. Дополнительные к обычному бюджетному финансированию средства медицинские учреждения получат за каждую пациентку при условии, что роды завершились благополучно. Родовый сертификат выдается женщине женской консультацией с 30-й недели беременности (в случае многоплодной беременности – с 28-й недели беременности). В случае преждевременных родов сертификат может быть выдан в более ранние сроки при получении из родильного дома информации о состоявшихся родах.

5. Увеличение пособий по материнству и детству: по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособий женщинам при постановке на учет в ранние сроки беременности.

6. Реализация информационной поддержки проекта.

Дальнейшее развитие приоритетного национального проекта «Здоровье»

1. Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Для реализации поставленных целей следующие задачи:

Обеспечение своевременности оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно – транспортных происшествиях;

Дооснащение специализированным медицинским оборудованием и реанимомобилями учреждений, оказывающих медицинскую помощь при дорожно – транспортных происшествиях;

Оптимизация логистики приезда специализированного транспорта и доставки пострадавшего в ЛПУ

2. Совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях.

Уровень летальности при острых химических отравлениях составляет 20% от всей смертности в результате отравлений, что в значительной степени связано с поздним обращением за медицинской помощью.

Снижение летальности от острых химических отравлений за счет создания сети информационно-консультативных токсикологических центров. Планирование создание новых и дооснащение действующих химико-токсикологичекских лабораторий.

3. Обновление диагностического и лечебного оборудования во всех стационарных учреждениях родовспоможения, а также строительство перинатальных центров.

4. Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно - сосудистыми заболеваниями.

Сердечно-сосудистые заболевания превалируют среди основных причин смертности и инвалидизации населения, особенно трудоспособного возраста. В целях оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями создаются центры малоинвазивной сердечно-сосудистой хирургии на базе учреждений здравоохранения в каждом из субъектов Российской Федерации.

5. Оснащение федеральных медицинских учреждений.

Федеральные медицинские учреждения, оказывающие высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь, оснащаются ультрасовременным медицинским оборудованием (хирургическая робототехника, гамма-ножи, аппаратура для позитронно-эмиссионной томографии) с ежегодным обеспечением расходных материалов.

6. Совершенствование медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и в послеродовом периоде.

Состояние здоровья беременных, рожениц, и родильниц, начиная с 1990г., резко ухудшилось. Средства направляются на укрепление службы родовспоможения.

7. Для повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения запланировано проведение «пилотных» проектов ряде субъектов Российской Федерации.

Суть проектов состоит в следующем:

- продолжить создание персонифицированного учета медицинской помощи населению РФ с включением в этот процесс стационарного звена;

- перевод учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно- клиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества; повышением уровня оплаты труда;

- внедрение стандартов оказания медицинской помощи и унифицированных методов финансирования медицинской помощи;

- создание преимущественно одноканальной системы финансирования здравоохранения;

- приведение материально-технической базы медицинских учреждений в соответствие с табелем оснащения;

- выведение части объемов стационарной помощи и медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения;

- внедрение элементов частичного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи.