Как подготовить лекцию

Лекцией называется публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на какую-нибудь тему. Лекция – это монолог. Говорит, действует только лектор.

 

 

Как подготовить лекцию

 

Лекцией называется публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на какую-нибудь тему. Лекция – это монолог. Говорит, действует только лектор. Слушатели лишены возможности участвовать в проработке темы, проявить свою активность, удовлетворить любознательность, переспросить лектора, вставить свое замечание. Если изложение лекции не очень последовательное, грешит длиннотами, невыразительно, то внимание слушателей, восприятие темы будет снижены. Устранить или смягчить эти свойственные лекции слабые стороны – искусство самого лектора. Многое будет зависеть от того , насколько он умеет пользоваться приемами, повышающими интерес слушателей, говорить просто и убедительно.

Виды лекций:

  1. учебная лекция;

  2. лекция-информация;

  3. лекция-инструктаж;

  4. популярная лекция и т. д.

Вид лекции определяется задачей, стоящей перед лектором.

 

Подготовка к лекции имеет несколько этапов.

I этап. Определение темы лекции, ее цели и задачи.

От удачной формулировки названия зависит многое.

Цель может быть:

  1. повышение санитарной культуры населения;

  2. профилактика заболеваний;

  3. изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.

  4. борьба с вредными привычками и т. д.

На этом же этапе следует:

  • установить объем лекции (лекция может быть от 45 минут до 1,5 часов);

  • определить разрез материала, т. е. глубокая расшифровка понятий или совсем без расшифровки;

  • определить возрастные особенности предполагаемой аудитории – молодежь, матери, отцы, пожилые люди;

  • установить кругозор аудитории.

 

II этап. Выявление и подытоживание собственного материала (газеты, журналы, выписки из книг по теме лекции, т. е. то, что я уже знаю). Просматривая имеющийся материал, необходимо выяснить, чего не хватает.

 

III этап. Мобилизация недостающего материала извне.

Источники материала:

  • книги;

  • справочный, цифровой материалы;

  • собственные наблюдения, жизненные примеры.

 

IV этап. Обработка собранного материала.

Здесь должна быть строгая систематизация, т. е. требуется определить наиболее важные вопросы, логический порядок их расположения. Наметить, что является основной мыслью и какой вывод сделать из лекции.

 

V этап. Построение лекции.

Существует два метода построения лекции:

  1. Ступенчатый – сначала излагается первый вопрос с фактами, разъяснениями, выводами; затем второй, третий, и в конце лекции делается общий вывод.

  2. Концентрический – лекция начинается с раскрытия основной мысли, которая затем детализируется.

Чаще выбирается ступенчатый метод.

Составление плана лекции является следующим шагом построения лекции. Написание лекции без плана страдает нелогичностью, разбросанностью, слушателям могут быть непонятны отдельные положения. Необходимо составлять развернутый план. Наметить крупные вопросы, а к ним добавить частные:

  1. Введение (вступление).

  2. Изложение 1) а)

б)

2) а)

б).

III. Заключение.

Такой трехступенчатый план очень удобен и для написания лекции, и для запоминания.

Лекция состоит из трех основных частей:

  1. Вступление

  2. Изложение

  3. Заключение

 

Вступление должно быть четким, привлечь внимание слушателей и заинтересовать их. Существуют два способа начать лекцию:

  1. Простой способ – лектор называет тему, объясняет ее значение, чтобы слушатели поняли практическую важность для них получить знания и советы по данному вопросу. После этого лектор переходит к изложению.

  2. «Завязка». Интереснее начать лекцию с «завязки», т. е. с рассказа о том или ином факте, эпизоде, имеющем отношение к теме и обязательно интересном, взятом из жизни, медицинской практики, из газет, литературы. Такой прием сразу привлекает внимание слушателей, создает хорошее впечатление, положительные эмоции.

Завязка не должна заслонять собой изложение. Она может занимать 5-6 минут при часовой лекции.

 

Изложение – главная часть лекции. Оно складывается из нескольких частей.

Например, выступление на противоэпидемическую тему.

1 часть – это рассказ об ущербе, который может нанести болезнь самому заболевшему, о физических страданиях, неприятных субъективных ощущениях, первых симптомах (с тем, чтобы побудить вовремя вызвать врача), о возможных осложнениях. Не рекомендуется сообщать населению подробности о клинической картине, о течении болезни, об объективной симптоматике, тем более о применении лекарств. Необходимо избегать всего, что таит в себе угрозу натолкнуть людей на вредный путь самодиагноза и самолечения.

 

2 часть – краткое объяснение ущерба, который может нанести распространение болезни обществу и производству. Слушатели должны понять важность для государства и общества ликвидации, предупреждения данной болезни, роль в этом каждого гражданина.

 

3 часть – подробно рассказать об этиологии заболевания, факторах риска, о возбудителе болезни, чтобы подвести слушателей к восприятию материала о путях распространения инфекции.

 

4 часть – должна содержать исчерпывающий рассказ о путях распространения инфекции. Вести рассказ целесообразно образно, с примерами из жизни, использовать наглядные пособия, схемы и т. д.

 

5 часть – описание мер борьбы с инфекцией должно вестись максимально аргументировано, предметно и комплексно (значение общегосударственных мер, органов и учреждений здравоохранения и участия населения). Рассказ о лечебных мерах следует вести коротко, но очень продуманно, чтобы, как уже отмечалось, не наталкивать слушателей на путь самолечения. Информацию о мерах профилактики болезни уместно сопроводить сведениями о санитарном благоустройстве данного района, города. Далее освещаются меры органов здравоохранения в борьбе с данным заболеванием. Особенно важно объяснить значение своевременной госпитализации и изоляции, вакцинации. Закончить изложение надо конкретными советами о мерах личной профилактики. Их надо научно обосновать, привести факты из жизни, имея в виду, что состав и степень детализации рекомендаций лектора должны соответствовать культурному уровню аудитории.

Четвертая и пятая части лекции – основные, на их изложение оставляют не менее половины отведенного на лекцию времени.

 

Заключение является основной мыслью лекции. Это прежде всего краткое повторение главного, о чем говорилось в лекции и что к концу лекции могло забыться.

 

VI этап. Составление конспекта лекции.

Конспект лекции всегда составляется полный, согласно трехступенчатого плана. Нельзя просто составить план и говорить по плану, т. к. на обдумывание потом уходит много времени. При составлении конспекта особое требование предъявляется к языку лекции. Здесь должна быть простота (но не упрощение), точность, ясность.

 

VII этап. Проба чтения.

Смысл данного этапа заключается в чтении вслух составленного конспекта. При этом намечается, что выделить голосом, чтобы обратить внимание слушателей, где говорить медленнее, где быстрее. Следует отметить места, где можно обратиться к аудитории с вопросом и получить реплику. Здесь же обязательно заметить время, затрачиваемое на лекцию.

 

VIII этап. Чтение лекции в аудитории.

Надо читать, а не говорить. Но читать, не отрывая глаз, тоже как-то нехорошо. Следует глубоко знать материал.

Следить за темпом. Он должен быть не быстрый и не медленный, чтобы слушатели успели воспринять материал.

Следить за голосом. Монотонное чтение убивает лекцию.

Во время чтения лекции следить за аудиторией. Наблюдать моменты спада внимания, тогда голосом привлечь погасший интерес слушателей.

Во время чтения избегать сорных слов: ну, значит, так сказать, мычание и т. д.

 

IX этап. Работа над лекцией после чтения.

Следует самому подойти критически к своему выступлению. Проанализировать поведение аудитории, свое поведение, исправить ошибки в лекции, обнаруживающиеся в ходе чтения. Проанализировать построение лекции и свой голос.

 

 

 

 

Беседа (точнее, групповая беседа) – интересное, эффективное средство пропаганды, но во многих отношениях трудное, а потому и редко применяемое.

После вступления («завязки») ведущий задает в заранее подготовленном порядке вопросы слушателям с расчетом опросить каждого (или большинство). Число участников не должно превышать 25. Вопросы по теме идут по тому же плану, в каком читалась бы лекция. Когда на определенную часть беседы вопросы и ответы будут исчерпаны, руководитель делает частный вывод и переходит к следующей части. В конце беседы следует общий вывод – заключение.

Преимущество беседы – активность участвующих в ней. Это коренным образом отличает ее от лекции. Каждый участник ожидает, что именно ему зададут вопрос, мысленно готовится к ответу, может сам задать вопрос, даже поспорить, и таким образом активно участвует в проработке материала.

Слабая сторона беседы состоит в том, что много времени уходит на прямые и наводящие вопросы, ожидание и уточнение ответов и т. д. Проработать тему за час, даже за два часа невозможно. Приходится дробить ее на подтемы, устраивать цикл бесед, а это возможно лишь в «своих» аудиториях, да еще если аудитория примерно однородна по уровню общей подготовки слушателей. Если такие условия есть, беседа как средство работы очень желательна.

Беседы индивидуальные (непланируемые), которые ведутся при амбулаторном приеме больного или матери с ребенком, при патронаже и т. д., должны быть нацелены на сообщение сути дела и компактные советы.